Как лучше поступить? Поручить разработку бизнес-плана собственным сотрудникам? Заказать бизнес-план в Solar Investments или обратиться в другую компанию?
Если вы обратитесь к нам с запросом о разработке бизнес-плана, дальнейшие события будут развиваться примерно так:
Шаг 1. Предварительная оценка финансируемости проекта
Этот этап занимает от 1 часа до 1 дня.
Получив предварительную информацию о проекте, стадии его реализации и цели разработки бизнес-плана, финансовом состоянии инициатора проекта, предполагаемых источниках финансирования проекта, мы сделаем предварительную оценку перспектив привлечения финансирования. Оценка делается в устной форме и, как правило, бесплатно.
Если финансовые перспективы проекта представляются нам туманными, мы сообщим об этом и объясним причины своих сомнений. Если проект видится финансируемым - мы приступим к подготовке предложения.
Шаг 2. Обсуждение условий сотрудничества
За несколько дней мы приготовим предложение об оказании услуг. В нем будут состав и содержание выдаваемых документов, перечень работ, распределение обязанностей по сбору исходных данных. Возможно, основываясь на своем опыте, мы также предложим варианты выполнения работы, отличные от первоначально запрошенных.
Нередко мы предлагаем несколько вариантов выполнения работы, рассчитанные на разный бюджет.
По итогам обсуждения предложения составляется договор об оказании услуг, где фиксируются все договоренности относительно будущей работы. Мы многократно убеждались, что качественно составленное техническое задание - половина успеха работы, поэтому уделяем большое внимание этому аспекту.
Шаг 3. Сбор данных для проведения технико-экономических расчетов
В начале этой части составляется перечень необходимых исходных данных. Это важная работа, требующая наиболее высокой квалификации и опыта.
Мы не используем шаблонных опросных листов и искренне не рекомендуем пользоваться услугами тех, кто пытается придерживаться этой практики. Не будем отвлекаться на объяснение причин, желающим готовы дать комментарий по телефону.
Далее мы проводим обсуждение с клиентом перечня и возможных источников исходных данных. Даже в случаях, когда первоначально нас заверяли в наличии полной исходной информации, выясняется, что многого недостает.
Формируя набор исходных данных для разработки бизнес-плана, мы пользуемся тремя взаимодополняющими источниками: помимо данных клиента, мы целенаправленно и тщательно собираем сведения об аналогичных проектах и их показателях, используя как открытые источники информации, так и самый ценный источник - свой собственный опыт и опыт привлеченных экспертов в практической реализации подобных проектов. Мы узнаем, например, сколько времени и средств ушло на разные этапы строительства или реконструкции в аналогичной ситуации, сколько рублей выручки в конкурирующих бизнесах приходится на сотрудника, на квадратный метр, какие проблемы возникали в ходе подобных проектов... и еще множество важнейших для успеха проекта вещей. Наше умение добыть и перепроверить эти сведения - это, пожалуй, основной фактор, формирующий ценность нашей работы. О многих компонентах издержек инвестиционной стадии наши клиенты, не имея опыта аналогичных проектов, часто не догадываются.
Шаг 4. Проведение первой итерации технико-экономических расчетов, уточнение концепции проекта
На основе собранных исходных данных о капитальных затратах и издержках производства, мы проводим предварительный технико-экономический расчет.
В зависимости от полученных результатов, формируется набор рекомендаций по оптимизации проекта: концепция, масштабы, последовательность этапов, продуктовый портфель, торгово-закупочная политика, схема финансирования. Провести расчеты довольно просто, правильно использовать их результаты для ответа на вопрос "И что дальше?" - это также важный элемент нашей работы.
Шаг 5. Формирование разделов "Рынок", уточнение расчетов
Уточнив параметры проекта, можно приступать к исследованию рынка и конкуренции, иначе высока вероятность, что материал будет слишком общим и не относящимся к делу.
По мере осознания результатов предварительных расчетов возникают варианты оптимизации исходных данных, расчеты уточняются, проводятся расчеты альтернатив, результаты согласовываются.
Шаг 6. Формирование разделов "Риски", "Организационная схема", "Схема финансирования"
Эти разделы взаимосвязаны, и они не заполняются дежурными фразами. Рекомендуем клиенту активно участвовать в обсуждении этих разделов на этапе их разработки.
Шаг 7. Завершение работы над документами
Проводятся итоговые расчеты, верстается документ "бизнес-план" (как он выглядит - можно увидеть здесь), оформляются иллюстрации и приложения, оформляются ссылки на источники информации.
Внешнему виду и "читабельности" наших документов мы уделяем не меньшее внимание, чем их содержанию.
Шаг 8. Приемка документа клиентом, завершение расчетов за услуги
Учитывая, что все принципиальные моменты согласованы ранее, на этом этапе в документ вносятся мелкие редакционные правки.
Шаг 9. Гарантийный период - 3 месяца
В процессе рассмотрения бизнес-плана инвесторами возникают вопросы, на которые отвечают наши сотрудники - устно по телефону, письменно, или в ходе личных встреч.
Как правило, для принятия инвестором решения требуется 1-2 месяца. Положительное решение инвестора в большинстве случаев дополняется рядом условий.
За время рассмотрения проекта изменяются внешние условия и уточняются исходные данные. Все это порождает необходимость в корректировке расчетов.
На основе утвержденного клиентом перечня корректировок в течение недели нами производится уточненный расчет, без дополнительной оплаты со стороны клиента (если иное не было определено договором).