Solar Investments - ведущая компания по разработке и сопровождению проектов развития бизнеса и территорий в Челябинской области.
Узнать больше
 

Продается магазин!

История первая: Рассказ о тех, кто хочет продать готовый бизнес

Анастасия Кузьминова, Ксения Кузьмина, Solar Investments
Вы уже пытались продать или купить магазин, или другой бизнес, например, в Челябинске, или в Москве? Нет, но возможно? – тогда Вам может быть это интересно…
Есть пять наиболее распространенных причин продажи бизнеса (магазина, производства, гостиницы и проч.), о которых мы и собираемся рассказать в этой части статьи:
Несмотря на молодость российского бизнеса как явления и как объекта купли-продажи, уже можно говорить о схожести картины в России и за рубежом.
Первая причина, «неудачный старт», порождает предложение предприятий действующих, но не дающих ожидаемой отдачи на капитал. Казалось бы, зачем такое предприятие покупателю? Дело в том, что ценность бизнес-активов относительна: то, что для одного превратилось в сплошное разочарование, поедающее силы и деньги, то для другого может являть собой набор ценных возможностей. Все зависит от причин неудачного развития бизнеса и возможностей покупателя (например, по обеспечению сбыта или по финансированию завершения НИОКР).
В российской практике рынка "готового бизнеса" большинство предложений о продаже связано именно с такими объектами. Один челябинский предприниматель на собственные средства создал небольшое металлообрабатывающее производство, но из-за стратегического просчета в выборе рынка сбыта развить его не смог и решил выйти из проекта через продажу. Предприятие было куплено группой компаний, специализированных на производстве электротехнических изделий, и после небольшой корректировки парка оборудования, было полностью загружено заказами.
 
Как частный, но очень распространенный на сегодня, случай «неудачного старта» можно воспринимать «банкротные» или кризисные активы, прикупленные «по случаю» и выставленные на продажу в виде чуть живого бизнеса, или имущественного комплекса.
Объявления о продаже «неудачных стартов» в большинстве случаев открыто публикуются, включая финансовую информацию, поскольку это не может нанести серьезного вреда бизнесу. Большинство объявлений в интернет – именно о таких объектах.
Вторая распространенная причина, продажа непрофильного бизнеса, чаще всего связана с желанием головной компании сконцентрировать ресурсы для развития основного бизнеса. Бывают и случаи, когда акционеры, окупив вложения, более не имеют интереса к развитию бизнеса. Как правило, такие компании находятся в неплохой финансовой форме, и имеют хороший потенциал при умелом управлении и некоторых финансовых вливаниях.
По большому счету, собственники выбирают между продажей бизнеса и финансированием нового витка его развития. Во-первых, инвестирование в основной бизнес может быть более целесообразным, а во-вторых, привлечение внешнего финансирования сопряжено с повышенными бизнес-рисками, на что далеко не все собственники готовы пойти.
Для выхода на новый уровень развития одному из медицинских производств в Челябинской области, небольшому, но финансово вполне благополучному предприятию, необходимы были значительные заимствования. Акционерами было принято совместное решение о продаже бизнеса из-за того, что владелец контрольного пакета, уже окупивший свои вложения, не был готов идти на новый риск.
 
Существенное отличие продажи непрофильных бизнесов от продажи «неудачных стартов» - крайне сдержанное распространение информации, поскольку известие о предстоящей продаже бизнеса порождает беспокойство в коллективе, вносит сомнения в ряды клиентов и дает конкурентам дополнительные козыри. Собственники стараются как можно меньше афишировать свои встречи с брокерами и потенциальными покупателями, а информация распространяется в основном по контактным сетям заинтересованных лиц.
Третья группа распространенных на западе причин продажи бизнеса пока не столь распространена в России, хотя прецедентов уже немало. Речь идет о ситуациях, связанных с отходом от дел собственника, который в большинстве случаев является «отцом-основателем» бизнеса, и с отсутствием преемника.
Как и в предыдущем случае, планы о продаже компании не афишируются. Если продавцом выступает наследник, смотрящий на бизнес почти теми же глазами, что и потенциальные покупатели, сделка заключается довольно скоро.
Наиболее сложны, а иногда и драматичны случаи, когда бизнес продается самим отходящим от дел собственником, для которого созданное им предприятие – детище, которое было смыслом жизни на протяжении многих лет. Как правило, запрашиваемая цена значительно превышает оценку потенциальных покупателей, и продавец крайне неохотно идет на уступки, поэтому бизнес может продаваться годами.
 
Есть бизнесы, которые создают или покупают целенаправленно для дальнейшей перепродажи. Есть два типа поведения в такой ситуации: «создать/купить – вырастить – продать» и «купить – реорганизовать – продать частями». В любом случае основная цель такого собственника на всем периоде владения бизнесом – максимальное приращение стоимости компании. Яркий пример второго подхода всем известен по фильму «Красотка», и в особых комментариях не нуждается. Первый вариант часто связан с целенаправленным «выращиванием» бизнеса под конкретную группу потенциальных покупателей – стратегических инвесторов.
Часто такие сделки, после их заключения, широко освещаются. Самый, пожалуй, яркий пример недавнего времени – продажа пивоваренной компании «Тинькофф» бельгийской компании InBev , ну а из местных событий – покупка контрольного пакета ПГ «Метран» транснациональной корпорацией Emerson.
 
Еще одна реальная группа поводов продать вполне стоящий бизнес – личные причины. Бывает, что семья переезжает, а желания управлять бизнесом на расстоянии нет, бывает что очень нужны наличные. С точки зрения привлекательности эта группа предложений, пожалуй, наилучшая: собственник ограничен во времени, и шансы добиться выгодных условий купли-продажи велики. Продавцы нередко идут на финансирование рекламной компании, публикуются объявления с названиями предприятий, нередко раскрывается и финансовая информация.
В декабре прошлого года в связи с переездом собственника в Москву нашей компанией было выставлено на продажу небольшое производство абразивных инструментов. В результате проведенной рекламной компании за два месяца веб-страницу предложения посетили более тысячи раз. Менее, чем через два месяца бизнес был продан.
 

Другая ситуация из этой же группы - развод, но уже не личный (хотя и это бывает продажей бизнеса), а развод бизнес-партнеров. Ситуация осложняется тем, что в момент продажи, да и после завершения сделки, возможны препятствия со стороны бывших партнеров, которые считают сделку нецелесообразной, или заключенной "не на тех" условиях.

В этом случае частью предпродажной подготовки является оформление документов, передающих одному лицу, ведущему дела по продаже, официальные полномочия на заключение сделки на конкретных условиях.

Залог успеха сделки купли-продажи бизнеса – в правильном подборе пары «продавец-покупатель». О типах покупателей и их особенностях – читайте в следующей части статьи. .

 
 
© Solar Investments. Разработка бизнес-планов, презентаций проектов. Разработка комплексных программ развития территорий. Челябинск.