Если авторизоваться не получается, то попробуйте восстановить пароль. Если у вас нет аккаунта на сайте, то вы можете зарегистрироваться.

Инвестиционный проект: как выбрать производственную мощность?

Статьи
В каждом инвестиционном проекте самый сложный вопрос - выбор масштаба. Какой мощности оборудование выбрать? Какую цель по выручке ставить? Предпринимателю хочется как можно больше, финансисты думают о рисках.

Если ошибиться в меньшую сторону – следом конкурент поставит более мощную линию, и задавит низкими издержками. Если мощности, напротив, будут избыточны, их недозагрузка также обременит бизнес лишними расходами на содержание.

Ориентиры для выбора оптимального масштаба для инвестиционного проекта
Выполняя анализ инвестиционных проектов и разработку бизнес-планов, мы используем три ориентира для выбора масштаба.
1) Этап эволюции. Есть классы бизнеса по масштабу, они как этапы эволюции. На каждом этапе – своя модель управления, типовые проблемы и риски, общие для бизнесов в разных отраслях. Нельзя "перепрыгнуть" через этап. Об этом ниже.

2) Отраслевой стандарт. В каждой отрасли есть свои границы по физическому объему выпуска, которые отделяют лидера, нишевиков и «планктон». Делаем анализ рынка, смотрим на конкурентов - и видим свой возможный масштаб.

3) Финансовое положение и финансовая стратегия. Соотношение долга и EBITDA – в пределах 4. Максимум – 5. В переводе на русский, "чем у предприятия больше оборот и прибыль, и чем меньше долгов, тем больше оно может привлечь займов, и тем на большее ему хватит денег".

Может ли микробизнес стать крупным в один шаг?
Обсудим первый ориентир: этап эволюции. Как он влияет на параметры бизнес-плана?

Выделяют 4 категории бизнеса по масштабу: микро, малый, средний и крупный.

Переход на каждый следующий этап по масштабу обязательно сопровождается кардинальной перестройкой внутри. Взгляните на них: какие разные бизнес-модели, перескочить через этап невозможно.

Микробизнес (до 120 млн. руб. годового оборота)

Модель "Самокат".
Еду сам: сам всё делаю, сам всё контролирую. Здоровье – главный ресурс. Усилия максимальны, постоянные затраты минимальны. Стратегия – правильно выбирать направление методом проб и ошибок. Решаемые задачи: аутсорсинг, финансирование кассовых разрывов, поиск займов и субсидий.
Малый бизнес (до 800 млн. руб. годового оборота)

Модель "Лошадь".
Везёт команда. Главный ресурс – выносливость и люди, на которых можно положиться. Голова в цветах, круп в мыле. Главное – не загнать лошадь (команду), и чтобы волки её не съели (конкуренты не переманили). Решаемые задачи: маркетинг, оргструктура, оптимизация налогов, управление финансами, обучение, рекрутинг, командообразование, аутсорсинг вспомогательных функций.

Средний бизнес (до 2 млрд. руб. годового оборота)

Модель "Автомобиль".
Главное – управляемость. Главный ресурс – компетентные и мотивированные управляющие, эффективные системы мотивации. Главные риски – угон (рейдеры), ДТП (налоговая проверка) и поломка двигателя (падение продаж по главным продуктам). Решаемые задачи: автоматизация, повышение эффективности, аудит, PR, страхование рисков, юридическая защита.

Крупный бизнес (от 2 млрд. руб. годового оборота)

Модель "Самолёт".
Главное – следовать эшелоном, указанным диспетчером (советом директоров). Главный риск – перехват (отжим бизнеса) и принудительная посадка (уголовные дела). Решаемые задачи - GR, социальные проекты, спонсорство, слияния-поглощения, оффшорные схемы.

Почему нельзя пересесть с самоката сразу в автомобиль, если потребности в продукте это позволяют? Ограничения связаны с фигурой основателя компании и с корпоративной культурой. Точнее, со скоростью возможных изменений.

Принципы выбора масштаба проекта:
А. Инициатор не может перескочить через этап (с «самоката» на «автомобиль») – у микробизнесмена нет навыков делегирования, у команды малого предпринимателя - навыков регулярного менеджмента, в среднем бизнесе - разделения роли собственника и управляющего, культуры работы совета директоров, а также культуры связей с общественностью.

Б. Нужно выбрать масштаб, который соответствует и целям инвестора, и способностям инициатора. Во-первых, инвестор микробизнеса совсем не обязательно хочет быть совладельцем крупного бизнеса. Чаще его интерес в том, чтобы остаться "первым парнем на деревне", то есть владельцем контрольного пакета в малом бизнесе. Во-вторых, не все микробизнесмены способны мгновенно прокачать свои навыки и расширить горизонты.

В. Внутри этапа расти за счет роста долга, для перехода на следующий этап – нужен новый инвестор. Для перехода из микробизнеса в малый от такого партнёра обычно ожидают 30-50 миллионов рублей, из малого в средний - 300-500 миллионов, из среднего в крупный - суммы варьируются в более широких пределах. Не готовы к новым партнёрам - значит следующий этап эволюции пока не для вас.


Начните сотрудничество с индивидуальной консультации по подбору инструментов и услуг.
Подписаться на
рассылку

Будьте в курсе последних новостей отрасли

Подписаться
Комментариев ещё нет. Будьте первым!

Добавление комментария

Защита от автоматических сообщений