Если авторизоваться не получается, то попробуйте восстановить пароль. Если у вас нет аккаунта на сайте, то вы можете зарегистрироваться.

Грузовые автоперевозки: нужен ли заводу свой транспортный цех?

14 Января 2020
Статьи

В конце 2019 года мы выполнили две работы по теме грузоперевозок автотранспортом. В одной нас попросили исследовать тарифы на перевозки с определенными параметрами, а в другой – подготовить обоснование для покупки собственного автопарка. Заказчики этих работ – промышленные предприятия Челябинской области, которые поставляют продукцию по России и в ближнее зарубежье. В этой статье мы хотим поделиться некоторыми общими выводами, к которым пришли по результатам проведенных исследований.

Кто есть кто на рынке

Первоначальная идея одного из наших заказчиков звучала очень здраво: консолидировать портфель перевозок, передать основные блоки в руки сильных и эффективных компаний, и за счет этого получить выгодные условия.

Мы проанализировали имеющийся портфель перевозчиков и запросили предложения на рынке. Вывод, который стал очевиден буквально сразу: предложение перевозок с полной загрузкой (а именно такой спрос у наших заказчиков) – это в преобладающем большинстве микробизнес: ИП и ООО с минимумом машин. 

Все более-менее крупные транспортные компании – специализированные, либо на каком-то специфическом виде перевозок, либо, и в основном, на сборных грузах. Остальные просто не могут вырасти, ценовая конкуренция лишает их необходимых ресурсов, и оставляет на хлебе и воде. 

Как мы покажем дальше, низкие тарифы обеспечиваются не за счет эффекта масштаба и эффективных бизнес-процессов, а за счет экономии на налогах и эксплуатационных расходах. Ну и конечно на нарушении режима труда и отдыха водителей.

Тарифы и издержки

Второй наш заказчик располагает собственным грузовым автопарком и привлекает транспорт на стороне. Наращивая продажи, компания решила докупить несколько фур. Чтобы обосновать такой проект для займа, мы провели сравнительный расчет: во сколько обходится километр пробега собственного транспорта, и во сколько – наёмного.

Основная часть груза обоих наших клиентов направляется на запад по трассе М5. В обратном направлении компания со своим автопарком берет попутные грузы и имеет на этом дополнительный доход.

Приводим расчет затрат на километр пробега для тягача Scania с закрытым прицепом, из предположения, что фура совершает в месяц 4 рейса протяженностью 4000 км (как рейс Челябинск-Москва). Считаем, что фур в компании несколько, а число водителей таково, что каждый совершает в месяц 3 соответствующих рейса, что позволяет соблюдать нормативные требования к режиму труда и отдыха.

 Статья      База для оценки      Расходы на 1 км без НДС
    Топливо      30 л/100 км, стоимость дизтоплива – 46,17 руб./л с НДС      11,67 руб.
     Зарплата водителя с отчислениями      78120 руб. в мес. на 1 человека. В месяц 3 рейса по 4000 км.         6,51 руб.
     Амортизационные отчисления      Срок полезного использования минимум 85 месяцев.         5,59 руб.
     Ремонт и ТО      30% величины расходов на топливо         3,50 руб.
     Система «Платон»      1 км. пробега по федеральной трассе         1,90 руб.
     Суточные и прочие расходы      3000 руб на 1 рейс        0,75 руб
     Транспортный налог      1 л.с. (мощность 440 л.с.) = 85 руб.         0,19 руб
     ОСАГО      8000 руб. в год         0,04 руб
     КАСКО на тягач      4% стоимости в год         1,04 руб.
 Накладные расходы      40% ФОТ водителей      2 руб.
      Прочие и непредвиденные расходы 5% 
       1,7 руб.
     Итого с учетом амортизации        34,89 руб. на 1 км.
     Итого без учета амортизации        29,30 руб. на 1 км.

Таблица. Расчет расходов на 1 км пробега 20-тонной фуры с тентованным фургоном

Расходы на перевозки собственными силами составили 35 рублей на километр пробега 20-тонной фуры. Тариф стороннего перевозчика на аналогичный рейс в западном направлении – 22 рубля за километр, в восточном – 41 рубль за километр, в среднем – 31 рубль за километр вкруговую.

31 рубль – тариф, 35 – полная себестоимость. Сэкономить на создании своего автопарка не получится даже у тех, кто на всех обратных рейсах имеет попутный груз за деньги.

Как же живут при таких тарифах перевозчики? Если водитель проезжает не 3 рейса, как в нашем расчете, а 5 за месяц, и при этом с его зарплаты не платятся отчисления в фонды, то расходы на зарплату в расчете на километр с 6,51 рубля снижаются до 3 рублей. У фуры, которая проедет дополнительный рейс, удельные расходы на километр почти не сократятся: транспортный налог и ОСАГО - копейки.

Если сэкономить половину денег на ремонте и суточных, не иметь накладных расходов (сам себе директор и водитель), и отказаться от КАСКО – выйдет экономия еще 4,8 рублей. 

И вот с 35 рублей затраты снизились до 27,5 рублей. Если ИП платит 6% с оборота, из 31 рубля тарифа после налога у него остается 29, минус 27,5 ужатых затрат, и вот она прибыль – 1,5 рубля за километр или 6000 рублей с рейса до Москвы и обратно. Заплатить банку за ведение расчетного счета, бухгалтеру – и в итоге ИП на своей фуре, работая почти без выходных, заработает около 80 тысяч, плюс отложит на покупку новой фуры пропорционально износу старой. Пенсия? Больничые? Не, не слышали.

Как грузовладельцу снизить расходы на доставку?

Как видно выше, быстрый путь – уторговать перевозчика на тариф – не сработает, некуда уторговывать. Если в отделе логистики нет злоупотреблений, то груз возят по рыночным тарифам. А они таковы, что купить свой транспорт и иметь доход на капитал для грузовладельца – не вариант. Микробизнес ускользает от контроля, а крупному и среднему бизнесу не «сэкономить» на нарушениях. Покупать свои машины имеет экономический смысл только если по каким-то причинам привлекать сторонний транспорт затруднительно. Например, если предприятие находится в закрытом городе.

Экономия может быть достигнута только за счет увеличения средней загрузки одной машины и сокращения времени на погрузку-выгрузку. У наших заказчиков средняя загрузка не превышала 40% от максимальной грузоподъемности, считая и прямые, и возвратные рейсы, а время погрузки-выгрузки удлинялось из-за необходимости полной растентовки прицепа. Оптимизация сроков доставки, перевозки тары, режима погрузки-выгрузки – эти действия позволят достичь реальной экономии.

Что So invest может сделать для грузовладельца, желающего сэкономить на перевозках:

  • Проверить тарифы, применяемые имеющимися перевозчиками, на соответствие рыночному уровню
  • Провести анализ логистики и выявить пути снижения расходов на перевозки 
  • Разработать систему контроля транспортных расходов и мотивации для логистов

Будьте в курсе последних новостей отрасли.