Если авторизоваться не получается, то попробуйте восстановить пароль. Если у вас нет аккаунта на сайте, то вы можете зарегистрироваться.

Какие бюджеты нужны вашей фирме?

12 Августа 2019

Одни компании прекрасно обходятся без бюджетов, другие - используют сложную автоматизированную систему планирования и контроля финансов.

Мы составили тест из 10 простых вопросов, ответив на которые "да" или "нет", вы определите, какие бюджеты нужны вашей компании. Ведь как избыточность, так и недостаточность означают, что система финансового планирования не приносит достаточной пользы взамен на те немалые ресурсы, что вы тратите на ее поддержание.

Пройдите тест, и узнайте, какой из вариантов - ваш. Если утверждение ниже вам подходит - "да", иначе - "нет".

Вопросы
Если утверждения ниже вам подходят - "да", если это не про вас - "нет".

1. В деятельности компании присутствует сезонность. Сезонные колебания выручки или закупок в течение года составляют более 30%

2. Планируются крупные сделки (на сумму более 10% выручки прошлого года или более 25% активов по балансу на последнюю отчётную дату)

3. Количество собственников (партнёров, акционеров) больше одного

4. Сумма планируемых инвестиций превышает 50% чистой прибыли прошлого года.

5. Привлечённый капитал (займы и кредиторская задолженность) в сумме превышают собственный капитал более чем в два раза

6. Рентабельность продаж по чистой прибыли ниже 5%

7. Доля постоянных затрат в себестоимости 40% и более

8. Производственный цикл (срок производства продукции) превышает 90 дней

9. Более 10% выручки или более 10% затрат зависят от курса валюты или от биржевых цен

10. Ваша компания выпускает или реализует более 20 видов продукции

Ответы
Если на все вопросы вы ответили отрицательно - бюджетирование вам не повредит, но не является потребностью сегодняшнего дня. Но ситуация может измениться, и нужда возникнет. Нужно помнить, что формирование культуры финансового планирования уходит не один месяц, а может, и год. В помощь – наши мастер-классы и консультации.
Если на вопросы с 1 по 5 вы хотя бы один раз ответили "да": вам нужен бюджет как финансовый прогноз из трех листов - Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет движения денежных средств (БДДС), Бюджет балансового листа (ББЛ). Оптимально актуализировать его раз в квартал в виде набора электронных таблиц с формулами. Так вы сможете быстро оценить влияние переменных факторов на финансовое состояние компании. По сути, такой бюджет – это финансовая модель. Подробнее об этом – в разделе "ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ".

Если на вопросы 6 и 7 вы хотя бы один раз ответили "да" - Помимо основных листов бюджета (БДР, БДДС, ББЛ), необходим набор операционных бюджетов. Можно обойтись теми же электронными таблицами, либо упростить себе задачу через автоматизацию расчетов. Подробности - в разделе "БЮДЖЕТ СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ".

Если на вопросы с 8 по 10 вы хотя бы один раз ответили "да" и при этом у вас нет работающей системы бюджетирования - вы принимаете решения, опираясь на интуицию. А это риск, который можно снизить, если у финансового директора будут сценарные прогнозы на основе полнофункционального бюджета (БДР, БДДС, ББЛ, набора операционных бюджетов), обновляемые ежемесячно. Имеет смысл автоматизация. Подробно о таких проектах читайте в разделе "АВТОМАТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ".
Простое решение
Для вас бюджет - это совокупность трёх форм: Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет движения денежных средств (БДДС) и Бюджет балансового листа (ББЛ). Вместе они дают полную финансовую картину предприятия.

Достоверный и своевременный бюджет (бизнес-план, финансовая модель) даёт ответы на основные вопросы:

Какая прибыль ожидается, и от чего будет зависеть?
Какой будет приток-отток денежных средств, как он складывается в течение периода?
Предвидятся ли кассовые разрывы, когда, какие, сколько будет стоить их обслуживание?
Если есть прибыль, почему нет денег?
Не обязательно составлять бюджеты регулярно. Можно делать это по необходимости когда нужно принять решение. Приступайте к бюджету, когда перед руководителем или собственником встал один из таких вопросов:

«Можем ли начать строительство нового цеха? Достаточно ли средств для этого накоплено, с учетом того, что поступит в период стройки?»
«Есть возможность взять кредит на пополнение оборотных, недорого, но отдать нужно через три месяца. А будет у нас необходимое количество денег в этот момент?»
«Какие суммы и в каком графике собственники могут изъять из бизнеса без потерь для текущей деятельности и планов развития?»
«Имеет ли смысл инвестировать в бизнес? Какой уровень доходности обеспечат уже вложенные средства и дополнительные инвестиции?»
«Сколько стоит бизнес, с учетом реальных перспектив?»
Бюджет средней сложности
Простой бюджет состоит из трёх форм: Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет движения денежных средств (БДДС) и Бюджет балансового листа (ББЛ). Их ещё называют основными листами бюджета. Такая финансовая модель даёт полную финансовую картину предприятия.

Иногда, основных листов бюджета недостаточно. Так бывает, когда в бизнесе есть выраженная специфика:

рентабельность продукции низкая, а доля постоянных затрат высокая;
много видов продукции,
явно выраженная сезонность,
несколько переделов,
длительный срок производства.
В этих случаях нужна дополнительная детализация основных бюджетов. Такие дополнительные бюджеты принято называть операционными:

бюджет продаж;
бюджет закупок;
бюджет производства;
бюджет запасов, сырья и материалов;
бюджет заработной платы;
бюджет постоянных расходов.
Приведённый список не исчерпывающий. Основное ограничение – на подготовку операционного бюджета затраты должны быть меньше выгод, получаемых с его помощью.

О рисках и подводных камнях бюджетирования
Часто бывает так: специально обученные люди напряжённо трудятся и изготавливают кучу таблиц. Польза от них минимальна – много цифр, информация устарела, достоверность низкая. В результате, решения принимаются по-прежнему – интуитивно.

Как быть? Что не так? Вот самые частые причины, почему бюджетирование "не летает".
1. Нет заинтересованности первого лица. Если собственник или директор до сих пор уверен, что бюджетирование – это никчёмная буржуйская побрякушка и на важные вопросы с его помощью ответов не получишь, то проект обречён на провал.

2. Нет вовлечённости ключевых не-финансовых менеджеров. Внутренние противоречия, конфликты интересов внутри компании не урегулированы. Запуску бюджета будут мешать чьи-то эмоции и амбиции. Ключевые сотрудники - те, кто готовит решение, определяет, на что и когда понадобятся деньги, добивается лучших условий от поставщиков и подрядчиков, разрабатывает систему оплаты и мотивации труда, определяет, какие скидки и рассрочки будут предоставлены покупателям.

3. Не хватает опыта финансово-экономических специалистов. Чаще всего проблема в неоптимальном алгоритме формирования операционных бюджетов, и как результат, все долго, сложно, полно "заначек", либо наоборот, бюджет слишком амбициозный, и от этого демотивирующий.

Автоматизация бюджетирования
Судя по всему, вам нужна автоматизация бюджетного процесса. Задача довольно сложная, но начинается она не с автоматизации, а с самого бюджетного процесса.

Коробочные продукты бюджетирования не помогут, если бюджетирования на вашем предприятии нет. Какой вариант бюджета выбрать можно прочитать выше, а про подводные камни бюджетирования - читайте далее.

Когда бюджетный процесс поставлен, наступает правильный момент для автоматизации. Понять, что уже пора - просто. Вы видите все, что нужно, но сроки не устраивают, ведь дорога ложка к обеду.
Первое, что нужно решить – это какой программой воспользоваться. Продукты для бюджетирования есть и у отечественных, и у иностранных производителей ПО. Множество факторов влияют на выбор.
Основные вопросы, которые определяют выбор ПО:
С каким уже внедрённым ПО на предприятии вы планируете интегрировать бюджетирование?
Какие аналитические разрезы нужны?
Есть ли у вас филиалы, и какова их роль в подготовке бюджетов?
Какие средства вы готовы потратить на покупку и внедрение ПО, его техподдержку? Что в приоритете: меньше затрат на старте или меньше затрат на эксплуатацию?
Выбрав ПО и найдя специалистов, которые будут его внедрять, необходимо сформировать проектную команду, определить план внедрения и границы проекта. Чем чётче и конкретнее вы подойдёте к определению границ, тем результативнее будет проект и тем меньше будет разногласий, если для внедрения вы наймёте стороннего исполнителя. А для траектории движения по плану - технология Agile вам в помощь.
Чек-лист. Важные моменты, которым нужно уделить внимание при внедрении:

Определить порядок, сроки закрытия и передачи баз данных.
Определить подробность и периодичность аналитики.
Определить уровни доступа и права.
Назначить ответственных за формирование справочников и их ведение.
Определить регламенты, сроки и процедуры внесения изменений в процесс и в справочники.
Принять решения о том, что будет частью автоматизированной системы, а что останется за её рамками.
Сформировать проектную документацию и инструкции пользователей.
Вы постарались учесть всё, запустили тестовый бюджет, а он… не работает или работает некорректно. Не сдавайтесь. Отладка – неотъемлемая часть процесса. И помните, компьютерная программа выполнит только ту логику, что вы в неё заложили.

Что делать, если нужен автоматизированный бюджет, но нет уверенности в своих силах? Или, может быть, начали делать и столкнулись с трудностями? Позвоните, и давайте обсудим, как мы сможем вам помочь.

Начните сотрудничество с индивидуальной консультации по подбору инструментов и услуг.