Статьи
Стоимостный порог для входа на рынок «зелёной» энергии опять снизился. Выработка солнечной генерации в 2019 году имеет все шансы удвоиться третий год подряд. Ветровая генерация, стартовав в 2018 году практически с нуля, уже в апреле 2019 г. перекрыла объёмы предыдущего года. Комбинирование привычных источников энергоснабжения с возобновляемыми стало выгоднее.
В прошлой статье, где речь шла о динамике роста тарифов на электроэнергию в разных регионах России, мы обещали продолжить разговор об эффективности возобновляемых источников энергии (ВИЭ).Локальные газовые генераторы стали, во многих случаях, альтернативой «большой энергетике». Причина - в негибкости централизованных систем энергоснабжения и высокой ценовой нагрузке на потребителей. Доля сетевых затрат в конечном тарифе на распределительных сетях в среднем составляет 42% (по данным ТГ-канала Energy Today).
При сложившихся подходах к регулированию тарифов, распределённая генерация для многих предприятий ещё долго будет серьёзной альтернативой централизованному энергоснабжению.
Газотурбинные и газопоршневые станции в качестве собственной генерации хорошо освоены промышленностью. По данным Росстата, в России в 2016 г. работало 36 тысяч электростанций мощностью до 25 МВт, а их суммарная мощность составила 13 ГВт.
За 10 лет установленная мощность малой энегетики приросла примерно на 3 ГВт. Основная часть упомянутых объектов – это ТЭС, на которые приходится 92 % мощности, вклад генерации на возобновляемых источниках пока не превышает 8%.
В вопросах ВИЭ много путаницы, в том числе и из-за подмены понятий. Тема обросла стереотипами, а слова «зелёная», «экологически чистая» - чаще инструмент из арсенала маркетологов.
Недавно прошла информация, что в США объем генерации на ВИЭ в моменте превзошел объем угольной генерации, а суммарная доля возобновляемых источников достигла 26% выработки. Глядя на эти цифры, нужно иметь в виду, что на Западе к ВИЭ относят и гидрогенерацию. А у нас выработка на ГЭС учитывается в составе традиционных источников. Если не анализировать содержание показателей, то легко начать сравнивать несравнимое. По сопоставимым наборам данных, в России доля ВИЭ в выработке составляет 17%.
Регуляторная поддержка государством генерации на ВИЭ работает: растёт и выработка, и установленная мощность.
*Данные Росстат, без учета гидроэлектростанций мощностью свыше 25 МВт.
По типам станций, наиболее масштабный прирост вызван солнечной генерацией. В 2019 году её выработка имеет все шансы удвоиться третий год подряд.
В прошлом году подключилась ветровая генерация: стартовав в 2018 году практически с нуля, уже в апреле 2019 г. выработка ветрогенераторов перекрыла объёмы предыдущего года.
За пять лет с 2013 по 2018 год суммарная установленная мощность генерации на основе ВИЭ выросла в 3,3 раза. Основной вклад внёс Южный федеральный округ. К сожалению, УрФО в этом ралли пока не участвует – мощность ВИЭ 7,25 МВт – всего 0,6% от российской.
*Объём выработки э/э на квалифицированных объектах ВИЭ 2014-2019 гг. на розничном и оптовом рынках, подтвержденный сертификатами (по данным НП «Совет рынка»)
Недавнее заявление Министра энергетики РФ А. В. Новака подтверждает: динамика неслучайна. Капитальные затраты (CAPEX) при строительстве ветряных электростанций сравнялись с расходами на строительство такой же мощности газотурбинных ТЭЦ.
Мощность у ветровой генерации появляется только если есть ветер, и только если он дует в пределах рабочих нагрузок. При превышении верхнего предела ветряк выводят из работы, чтобы не сломался, а если сила ветра не дотягивает до нижнего предела – полезная работа не производится. Ситуацию осложняет неравномерность воздушных потоков, характерная в том числе и для Урала.
Эффективность установки в конкретном месте зависит от подбора параметров компонентов установки: генератора, ротора, размеров и конструкции крыльчатки. Они должны быть правильно подобраны под преобладающие параметры ветровой нагрузки.
На Урале есть не только возможности для использования ВИЭ, но и соответствующие наработки. Тема эффективного энергоснабжения с использованием возобновляемых источников для территории Челябинской области была ещё в 1999 году глубоко проработана в докторской диссертации профессора Леонида Алексеевича Саплина. За двадцать лет работа не утратила актуальности, на неё много ссылок у современных авторов.
Равенство капитальных затрат на строительство ветровой и газовой генерации пока не означает тот же уровень операционной эффективности. CAPEX – это не OPEX: нестабильная выработка не позволяет пока снизить эксплуатационные затраты и переходить на ветрогенерацию в качестве основного источника.
Чуть проще обстоят дела с солнечной генерацией. В последний год своей деятельности в качестве гарантирующего поставщика ПАО «Челябэнергосбыт» планировал строительство солнечной электростанции на крыше своего административного здания мощностью 10 кВт. Капитальные затраты оценивалась примерно в 1,5 миллиона рублей, а расчётный срок окупаемости на тот момент составлял, по консервативной оценке, около 6 лет. Учитывая малый размер объекта и низкий уровень риска, цифры соответствуют бурному росту направления ВИЭ.
В условиях Урала ветровую и солнечную генерацию нельзя использовать в качестве единственного источника. А вот комбинированные системы энергоснабжения, включающие в себя и традиционные источники, и ВИЭ – это неплохая возможность повысить эффективность и наработать компетенции. Государство считает это направление перспективным: стимулирование производства электрической энергии на основе использования ВИЭ определено Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
В завершение
Проектирование и запуск в эксплуатацию комбинированной системы с участием солнечной или ветровой генерации требует специальных знаний, но не является чем-то сверхъестественным. Уже существуют сервисы, предлагающие помощь в выборе конфигурации комбинированной системы энергоснабжения и её реализации на практике.
Для желающих получить «зелёный» тариф путь несколько сложнее: нужно пройти ряд административных процедур и согласований.
До полноценной конкуренции между источниками генерации возобновляемыми и традиционными ещё есть время. Мы можем помочь с расчётами вложений в повышение эффективности, прогнозом доходности для ваших условий.
Даже в условиях стагнации экономики индустрия развивается огромными темпами. Выгоду получат те, кто готов участвовать в этом рывке. Остальные оплатят его ростом своего тарифа.
Об авторе: инженер-экономист. С 1997 г. в ОАО «Челябэнерго» занималась вопросами экономического анализа, корпоративного управления. С 2005 по 2018 г. руководила экономическим подразделением в ПАО «Челябэнергосбыт».