Приоритетные направления технологического суверенитета и структурной адаптации, кластерная инвестиционная платформа 2023: как с ними работать в регионе

Постановление Правительства РФ №603 от 15.04.2023 определяет перечень приоритетных направлений технологического суверенитета и строительства инфраструктуры, для развития которых разрабатываются специальные меры поддержки. Как сочетается эта мера с кластерной инвестиционной платформой Минпромторга и как региону правильно строить работу с инвесторами в промышленности.

Связаны ли кластерная инвестиционная платформа и механизм поддержки проектов технологического суверенитета и структурной адаптации?

Чтобы правильно обращаться за мерами государственной поддержки, нужно понимать замысел, заложенный в их основу. ПП РФ 603 (поддержка проектов технологического суверенитета и структурной адаптации) и ПП РФ 295 (льготные кредиты на производство приоритетной продукции) не содержат прямых ссылок друг на друга и даже кажутся дублирующими друг друга, это взаимосвязанные механизмы, части единого целого. И связующим звеном, по-видимому, является ВЭБ.РФ.

Проекты технологического суверенитета и структурной адаптации (ПП РФ 603) – это проекты, которыми достигаются конечные цели, явно указанные в названии: преодоление критических зависимостей в поставках ресурсов со внешних рынков, и переориентация экспорта с Запада на Восток.

Мы нашли в списке приоритетных товарных позиций в приложении к ПП РФ 603 продукты импортозамещающих проектов, которые уже получили крупные суммы государственной поддержки. Например, телеметрическую систему для управления бурением горизонтальных и наклонных скважин, которую разрабатывает наш партнер. Поддержка таких проектов будет идти и дальше, независимо от того, превысит их запрос на деньги сумму в 2 млрд. руб., или нет.

Поддержка производства приоритетной продукции (ПП РФ 295) – это мера с более широким охватом по продуктовой направленности, но с отсечкой по минимальной сумме: по большинству направлений это 2 млрд. руб. Задача этой меры – дать поддержку крупным проектам, решающим промежуточные задачи, работающие на конечные цели.

Можно предположить, что заявленный в ВЭБ через ФРП крупный проект дальше будут маршрутизировать внутри уже вручную, подстраивая под него списки приоритетов в приложениях к нужным постановлениям.

Почему в ПП РФ 295, которое является важнейшим элементом кластерной инвестиционной платформы Минпромторга, нет упоминаний о кластерах?

Это, конечно, гипотеза, но с каждым днем все больше косвенных подтверждений в ее пользу.

Первые льготне кредиты по ПП РФ 295 уже на выходе, а формирование кластеров Минпромторг в этот раз хочет запустить по-новому. Первое поколение кластеров, сформированных в основном по региональному принципу, не работает на решение приоритетных для страны задач, а на формирование новой кластерной структуры нужно время. Новые кластеры уже формируются в карандаше межведомственными комиссиями Минпромторга, а чтобы не затягивать процесс, в 295-м постановлении не стали (пока) ставить критерий по участию проекта в кластере.

Идущий сейчас набор в кластерную инвестплатформу – это сбор заявок от потенциальных участников будущих цепочек поставок, которые станут инфраструктурой для проектов технологического суверенитета.

Как регионам правильно строить промышленную политику в 2023 году, чтобы встроиться в федеральные тренды и получить максимум ресурсов для регионального бизнеса?

Как практикующие региональные экономисты, глубоко погруженные в инвестиционную деятельность промышленных предприятий разного масштаба, мы в So invest видим главными следующие принципы региональной промполитики на 2023-2025.

  1. Кластеризировать” проекты местного крупного бизнеса. Содействовать формированию кластеров (в том числе межрегиональных), в которых крупное региональное предприятие, производящее или планирующее к запуску приоритетную продукцию, будет “концевиком” или производителем промежуточной продукции. Так, во-первых, повысятся шансы на льготное финансирование этого проекта, во-вторых, откроется возможность для применения к нему кластерных мер на федеральном уровне. Для этого, как показывает практика, нужно бывает много разъяснительной работы, крупные предприятия не отличаются быстротой реакции.
  2. Фокусировать региональные меры поддержки на МСП – поставщиков крупных проектов, получивших поддержку на федеральном уровне. Так больше федеральных денег, направленных на “больших” попадет малым и средним в конкретном регионе. Причем важными здесь являются не только финансовые меры, но и информационная и административная поддержка. Например, включая малые предприятия в “правильные” межрегиональные кластеры или даже целые региональные кластеры – в федеральные, можно добиться более масштабных финансовых притоков в регион, чем, например, за счет локального льготного кредитования или субсидий.
  3. Вкладывать ресурсы в инфраструктуру кадрового обеспечения значимых проектов: жилую и социальную, инфраструктуру среднего специального и высшего образования, создание привлекательной жилой среды. И опять речь не только о финансовых ресурсах: крупные региональные проекты нуждаются в помощи в виде формирования имиджа на федеральном уровне.

Другие актуальные материалы по теме:

Если вы планируете инвестиционный проект или обдумываете участие в кластере, вам понадобятся:

Подпишитесь на нас в Telegram и будьте в курсе изменений норм и практики государственной поддержки.

Если вы думаете над созданием кластера, вам понадобятся:

Подпишитесь на нас в Telegram и будьте в курсе изменений норм и практики в области кластеров.