Как правильно экономить на экономистах?
В работе экономистов и финансистов на предприятии, от рядового до главного, до сих пор много рутины. Высокая квалификация требуется в моменты принятия решений на крупные суммы. У небольших компаний такие решения редки, поэтому экономическая служба сведена к минимуму и по числу, и по уменью.
Но бюджет – это управленческий процесс. Чтобы он работал, нужно на этапе планирования и анализа факта участие специалиста экспертного уровня. У него две главных задачи:
- преодолеть сопротивление самому планированию, желанию менеджеров выполнить его формально;
- достичь разумного компромисса между амбициозными целями собственника и осторожностью менеджмента.
Разумные расходы – привлекать специалиста высокой квалификации на временной, проектной основе, и увязывать его вознаграждение с результатами.
Сопровождение бюджетного процесса включает:
- план-фактный анализ бюджета текущего года, анализ отклонений либо изучение результатов анализа, сделанного специалистами предприятия;
- анализ проекта бюджета на следующий год;
- консультации с топ-менеджерами по выявленным узким местам проекта бюджета;
- проработка с исполнителями необходимых изменений методики планирования для повышения её точности и актуальности;
- уточнение бюджета и формирование дополнительных сценариев;
- участие в защите проекта бюджета;
- ежемесячный мониторинг и предложения по корректировке годового бюджета.
В растущих компаниях с несколькими собственниками другая проблема – привести акционеров к единому решению по выбору дивидендной политики и соотношению риска и доходности бизнеса на перспективу нескольких лет.
Если такого решения нет, реализация крупных проектов развития может столкнуться с сопротивлением, когда дело дойдет до одобрения крупных сделок. Менеджмент окажется в патовой ситуации, а проект – умрёт вместе со вложенными в него средствами.
Когда бизнес занимается поставками по крупным контрактам, он действует в условиях высокой неопределенности. В этой ситуации должен быть согласованный акционерами сценарный план развития, определяющий действия менеджмента и договоренности акционеров по распоряжению ресурсами при различных исходах проектов, которые ведёт или планирует вести компания.
Преимущества So invest как консультанта по финансовому планированию
- Мы это делали. От разработки и внедрения, до аудита и актуализации. Часто фирмы, оказывающие такие услуги, опытны в постановке, но не в эксплуатации. Это всё равно, что портные, которые сами не носят свою одежду. Финпланирование и финконтроль – чувствительные и болезненные процессы, и опыт нужен именно в эксплуатации, тонкой настройке. По запросу мы вышлем подробное описание опыта специалиста, который занимается у нас такими проектами.
- С нами не схалтуришь. Подготовка бюджета – важный, но скучный и дискомфортный процесс, связанный с принятием обязательств. Мы постоянно сталкиваемся с недостатком мотивации к нему у всех участников процесса, включая собственника бизнеса. Но как и в случае с фитнес-тренером, консультант по бюджетированию заставит отработать программу «от и до».
- Мы, как и вы, зависим от результата. Часть нашего гонорара откладывается на 1,5 года, до полного исполнения годового бюджета. Вы слышали, чтобы консультанты так работали?
Истории успеха
Каждое предприятие стремится к сокращению непроизводственных расходов. Зарплата топ-менеджеров вносит весомый вклад в эту статью, и грамотно сэкономить на ней – благое дело.
Если в бизнесе есть дефицит финансовых ресурсов, должна быть ясность, за счет каких источников он покрывается. Если в бизнесе есть свободный денежный поток, то должна быть ясность, куда, на что он направляется. На эти вопросы отвечает финансовая стратегия.